Кузнец истории

Сергей Батчиков, Сергей Глазьев

«Жизнь без идей не стоит ничего.

Нет большего счастья, чем бороться за них.»

Фидель Кастро

От американского борделя к Острову Свободы

«Никогда не видел такой прекрасной страны», – произнес в 1492 г. Х.Колумб, сделав первый шаг на землю острова. Но эта удивительно прекрасная страна имела все шансы повторить судьбу соседнего острова - Гаити с его нищетой, безграмотностью и бесправием населения. Роскошные виллы красавицы Гаваны и Варадеро служившие местом отдыха и разврата миллионеров и гангстеров северного соседа и огромное количество казино, ночных клубов и публичных домов соседствовали с морем трущоб, в которых проживало нищее, неграмотное и бесправное население. 14 % кубинцев страдали от туберкулеза, 13 % болели тифом, 64 % не имели отхожих мест, 82 % не пользовались баней или душем. Лишь 11 % детей знали вкус молока, а мясо употребляли лишь 4% сельских жителей. Почти вся земля была в руках янки, которые засадили ее сахарным тростником, и они же контролировали почти две трети экономики острова. Де-факто страна была американской колонией, где на население оказывалось мощное идеологическое давление в духе преклонения перед могуществом США. С приходом к власти диктатора Батисты все политические партии были распущены, парламент фактически уничтожен, Конституция 1940 г. отменена, 20 тыс. молодых людей были убиты и замучены в тюрьмах. Известно высказывание президента США Джона Ф. Кеннеди тех лет: «…не было в мире страны, где бы нищета, экономическая колонизация, эксплуатация и унижение были бы худшими, чем те, которые испытывала Куба, вследствие политики моей страны во времена режима Батисты».

В таких условиях двадцатисемилетний Фидель Кастро, у которого еще в годы обучения в Гаванском университете сложилась репутация искателя справедливости, пришел к выводу о необходимости создания подпольного движения и самостоятельной вооруженной борьбы. Так возник план штурма военной базы Монкада в Сантьяго-де-Куба. Выступление молодых революционеров в июле 1953 г. потерпело неудачу. Фидель, как и другие участники штурма, был приговорен к 15 годам тюремного заключения. В суде он произнес речь, завершившуюся словами, разлетевшимися на весь мир – «История меня оправдает». Выходя после амнистии из тюрьмы, Ф. Кастро сказал корреспондентам газет, радио и телевидения: «За предоставленную нам свободу мы не отдадим ни одного атома нашей чести». Потом были знакомство с Че Геварой, дерзкая высадка с яхты «Гранма», бои в горах Сьерра-Маэстра, бегство диктатора Батисты. В феврале 1959 г Фидель возглавил новое революционное правительство страны.

В своей мировоззренческой основе кубинская революция исходила из универсалистского идеала Просвещения, и в этой всечеловечности своего вектора как никакая другая была близка мировоззрению русской революции. В ней есть проект для всего человечества, и именно поэтому она, как и советский проект, оказалась абсолютно неприемлема для потребительского мессианства США. Неудивительно, что США, безраздельно хозяйничавшие на Кубе до революции, последовательно пытались избавиться от кубинского лидера. Ни один политик лидер в мире не пережил такого количества покушений (638!) как Фидель Кастро. Его пытались отравить, взорвать, застрелить, воздействовать на него радиацией, спорами сибирской язвы и прочими экзотическими средствами. Смерть отошедшего от дел девяностолетнего команданте в 2016 г. забывший о христианских ценностях Запад отметил, как большой праздник…

Но как говорил сам Фидель перед своей кончиной, идеи не умирают со смертью человека. И они «не требуют поддержки оружия, если их поддерживают люди». Вероятно, именно поэтому против него оказались бессильны и яды, и пули, и заговоры. История кубинской революции и события на международной арене подтверждают, что ни время, ни экономические трудности, организованные США, ни идеологическая обработка населения не могут убить идеи свободы, справедливости, уважения человеческого достоинства и прав личности, ставшие главными целями и кубинской революции, и сегодняшней жизни Кубы. Именно эти идеи превратили некогда бесправное население кубинских фавел в упрямый и несломленный народ, готовый отстаивать завоевания своей революции.

Конституция Республики Куба начинается словами национального героя Хосе Марти: «Я хочу, чтобы первым законом нашей республики было почитание кубинцами человеческого достоинства во всей его полноте». Этому непреложному закону неуклонно следовал Фидель все годы своего руководства республикой. В одном из интервью «Советской России» Кастро говорил: «Когда мы в определенных социальных условиях освобождаем человека от угнетения, от эксплуатации, от порабощения, мы гарантируем ему не только его свободу, но и гарантируем его честь, его достоинство, его мораль — короче, его человеческую личность.»

В первые же несколько лет после победы революции была успешно проведена национализация и аграрная реформа (все желающие получили земельные наделы), были реализованы крупные проекты в области энергетики, металлургии, строительных материалов, переработки отходов сахарного тростника, начато строительство в сельской местности благоустроенных поселков городского типа. Было провозглашено расовое и этническое равноправие, введено бесплатное школьное образование для всех детей, расширена система высшего образования, десятки тысяч добровольцев отправились в сельскую местность для обучения безграмотных. По свидетельству С.Г.Кара-Мурзы», «Куба в 60-е годы просто дышала счастьем. Оно сияло на каждом шагу». Жизнь миллионов кубинцев преображалась буквально с каждым днем.

Главной целью революции Фидель всегда считал всестороннее развитие Человека. По его мнению, качество жизни определяют прежде всего знания и культура. С самых первых дней кубинское революционное следовало этому принципу. Вспоминается многочасовой ночной разговор, состоявшийся в 1985 г. между Фиделем Кастро и академиком Ю.А.Овчинниковым, возглавлявшим делегацию АН СССР, приехавшую в Гавану на подписание соглашения о научном сотрудничестве. В ходе беседы с Ю.А.Овчинниковым Фидель Кастро делился размышлениями о том, что реализация задач социалистического проекта сама по себе еще не делает людей счастливыми, а рост материального достатка без обогащения духовной сферы человека, незаметно деформирует шкалу ценностей так, что духовная сфера начинает обедняться. Между двумя одинаково важными процессами может даже возникнуть антагонизм. В теории социализма формально эта проблема сформулирована, но совершенно не разработана. Решение этой проблемы Фидель Кастро видел в принципиальном увеличении «инвестиций в человека», расширении возможностей участия в деятельности, приносящей духовное удовлетворение. Приоритетными сферами он считал образование, эффективное здравоохранение и спорт.

И на этом пути Кубе удалось добиться впечатляющих успехов. Если до революции половина кубинских детей вообще не учились, из ста первоклассников только шесть заканчивали начальную школу, а в средней школе из-за высокой оплаты могли учиться только дети обеспеченных родителей то сегодня, по данным ЮНЕСКО, Куба занимает 14-е место в мире по индексу развития образования. Бесплатное образование (включая высшее) гарантировано Конституцией страны всем гражданам, кубинские университеты, подготовившие за 60 лет более 1 млн. специалистов, превратились в крупные исследовательские центры, ведется постоянная работа по повышению качества всех уровней образования.

Не меньше внимания уделяется на Острове Свободы здравоохранению. Всем кубинцам гарантирован доступ к бесплатному здравоохранению, кубинская программа вакцинации имеет один из самых широких охватов в мире, позволяя предупредить 14 заболеваний. В ходе пандемии коронавируса Куба одной из первых сумела привить собственной вакциной от ковида все население, включая детей. Расходы на здравоохранение на острове не подлежат сокращению ни при каких условиях! Какой контраст с ситуацией в России, где в годы ельцинского правления власти без всяких угрызений совести с легкостью превратили национальное здравоохранение в систему продажи медицинских услуг! На 100 тысяч кубинцев приходится сегодня 591 врач, в то время как в США — 549, а в России — 420. Благодаря выдающимся успехам в здравоохранении по показателям продолжительности жизни (80 лет для женщин и 76 для мужчин) и уровню детской смертности (4,6 на тысячу новорожденных) Куба находится на уровне самых богатых стран мира. В статье Оксфордского международного журнала по эпидемиологии, посвященной здравоохранению на Кубе, говорится о том, что только политические предубеждения мешают развитым странам взять опыт организации кубинского здравоохранения за образец. Глава ВОЗ отмечает, что Куба – единственная страна, где клиническая работа теснейшим образом связана с исследованиями, и путь от инноваций до врачей очень короткий. При этом небогатая Куба щедро делится своими достижениями в здравоохранении. В рамках программы «Операция Чудо» в 16 странах Латинской Америки и Карибского региона работают 63 офтальмологических центра, 84 хирургических пункта, в которых прооперировано более двух миллионов пациентов. В 2005 г. по инициативе Фиделя была создана интернациональная медицинская бригада имени Генри Рива, члены которой спасали человеческие жизни в Пакистане после разрушительного землетрясения, боролись с смертоносной эпидемией Эболы в деревнях Гвинеи, Либерии, Сьерра-Леоне.

В основе интернационализма и щедрой помощи Кубы нуждающимся странам – идея Фиделя о том, что будущее нельзя купить ни за какие деньги, а можно обеспечить лишь на основе справедливости и честной братской солидарности народов. И это говорил лидер страны, уже седьмое десятилетие живущей в условиях блокады! Примеров братской помощи кубинцев великое множество. Достаточно вспомнить кубинскую программу «Да, я могу», благодаря которой свободными от неграмотности территориями стали Венесуэла, Боливия и Никарагуа. Фидель Кастро первым из лидеров всех стран отозвался на просьбу о помощи детям Чернобыля, и блокадная Куба даже в самое тяжелое для себя время бесплатно лечила тысячи пострадавших детей долгие 20 лет (вплоть до 2012 г.) и проводила им дорогостоящие операции по пересадке костного мозга. Для этих целей был выделен лучший на острове оздоровительный лагерь Тарара, а за первой группой ребятишек команданте прислал свой личный самолет!

Благодаря мудрости и взвешенной политике Фиделя Куба (в отличие от СССР) сумела избежать конфликтов власти с церковью. Фидель постоянно подчеркивал, что кубинская революция не пролила ни одной капли крови священнослужителя, не был закрыт ни один монастырь, ни один храм. Он был убежден, что «между христианством и коммунизмом в десять тысяч раз больше общего, чем между христианством и капитализмом». На вопрос «могут ли христиане быть союзниками революционеров?» Фидель отвечал, что речь должна идти не просто о тактическом временном союзе, а о стратегическом сотрудничестве в интересах справедливых социальных перемен в обществе.

В самом начале нулевых, когда отношения между Россией и Кубой переживали не лучшие времена, у Фиделя состоялась встреча с тогдашним митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. В ходе разговора возникла идея постройки в кубинской столице православного храма. Фидель, убежденный, что именно православная вера веками помогала русскому народу преодолевать любые трудности и бороться с завоевателями, горячо поддержал эту идею. Под строительство храма была отведена земля в самом престижном месте Гаваны, а все расходы по строительству храма взяла на себя кубинская сторона. Храм Казанской иконы Божией Матери был освящен в октябре 2008 г. и стал единственным храмом, построенным для Русской Церкви силами государства, не входящего в ее каноническое пространство, при этом государством, переживавшим тяжелые экономические трудности.

Проводя независимую внешнюю политику, Куба при Фиделе стала важным центром притяжения левых сил. В шестидесятые и семидесятые годы интеллектуальная элита Запада была умеренно левой, в ней вызревали движения нового типа, уже принадлежащие постмодерну (как «новые левые» или хиппи в США, будущие протагонисты «Красного мая» 1968 года во Франции). На Кубе тогда сложился дискуссионный форум, на который потянулись мыслители, писатели и художники самых разных направлений, которые предчувствовали быстрое развитие кризиса индустриализма и всех лежащих в его мировоззренческой основе идеологий. Гавана стала местом непрерывного диалога с невероятным разнообразием – экзистенциалисты во главе с Сартром и неомарксисты, «чёрные мусульмане», зачинатели всемирного движения «песня протеста» с их концертами на площадях и в парках, легендарные писатели и режиссеры, гениальные шахматисты вплоть до экстравагантного Р.Фишера. И, конечно, молодая левая интеллектуальная элита Латинской Америки. В ходе этого диалога начал вырабатываться язык и концептуальный аппарат для описания и понимания того кризиса, который сокрушил СССР и левое движение эпохи модерна. Полученный теоретический багаж во многом помог Кубе впоследствии пережить 90-е годы.

Росту престижа Кубы на международной арене способствовало активное участие страны в Движении неприсоединения, созданного в 1961 г. и объединившего более 100 стран. Фидель, горячий сторонник революционных движений в странах Латинской Америки и национально-освободительных движений в Африке, дважды (в 1979-1983 гг. и 2006-2009 гг.) избирался генеральным секретарем Движения и завоевал огромный авторитет в государствах третьего мира. Основным вектором деятельности Движения неприсоединения Куба провозгласила противодействие США и солидарность стран третьего мира.

Гавана-Москва

Старшее поколение хорошо помнит, с каким восторгом и воодушевлением была встречена кубинская революция в СССР. В шестидесятые годы страстную песню Пахмутовой «Куба-любовь моя» исполняли буквально повсюду, а исполнение ее Иосифом Кобзоном с наклеенной бородой в окружении партизан-барбудос стало одним из первых видеоклипов. Харизматичный огромный бородатый Фидель с сопереживанием и интересом в глазах (чего так не хватало советским руководителям тех лет) воспринимался людьми как былинный русский богатырь. В 1963 г. Москва встречала его почти как Юрия Гагарина, а во время его выступления с трибуны мавзолея на первомайском митинге каждое его слово вызывало долгую овацию.

В чем была причина такого невероятного энтузиазма и всенародного восхищения? В шестидесятые годы в СССР после ХХ съезда КПСС и событий 1956 г. в Венгрии энергия социалистического строительства и созидания в обществе начала потихоньку затухать и вытесняться потребительско-обывательскими настроениями. И вдруг на другом конце света без какой бы то ни было поддержки извне молодежь, возмущенная нищетой, несправедливостью, произволом поднимает восстание под лозунгами свободы, равенства, справедливости - и получает всенародную поддержку. Тогда казалось, что революция на далеком острове дала однозначный ответ на вопрос о том, каким путем пойдет человечество, и какие идеи будут править миром. В кубинской революции было то всечеловеческое достоинство и та вселенская мысль о красоте и справедливости, которая двигала все поколения русской революции, как бы они ни противоречили и не враждовали между собой в вопросах тактики, политики, экономики. Кубинская революция побудила снова обернуться к идеальному.

После революции на Кубе с помощью СССР было построено свыше 180 предприятий, на Кубе трудились тысячи советских ученых, инженеров и педагогов. В Советском Союзе было подготовлено свыше 200 тыс. кубинских специалистов, развивалось научное сотрудничество. В 1980 г. был осуществлен запуск советско-кубинского космического экипажа.

Ситуация резко изменилась при Горбачеве, а после краха СССР кубинская революция, как по взмаху дирижерской палочки хозяина, стала объектом патологической и ничем не оправданной злобы и клеветы. Пресса девяностых, если и писала о Кубе, то, подобно американским СМИ, лишь о нарушениях прав человека. Ныне беглый первый министр иностранных дел при Ельцине А.Козырев считал, что нужно не только свернуть сотрудничество с Кубой, но и разорвать с ней все отношения и присоединиться к американскому эмбарго. Надо отдать должное честности и высокому профессионализму множества российских специалистов и руководителей из самых разных ведомств, в том числе и из «козыревского» МИДа, которые понимали, в каком отчаянном положении находится Куба. Благодаря их активной позиции ельцинско-козыревские планы удалось нейтрализовать.

Вот как описывал сложившуюся на Кубе после краха СССР ситуацию Фидель Кастро: «Страна потерпела ошеломляющий удар, когда совершенно внезапно рухнула великая держава, мы остались одни, одни-одинешеньки, и потеряли все рынки для сахара, и перестали получать продукты питания, топливо, даже дерево, чтобы по-христиански похоронить своих мертвецов.» Бывшие партнеры перестали покупать сахар, прекратили поставки нефти, технологий, запчастей. Товарооборот с СССР уменьшился в 10 (!) раз. Еще при Горбачеве резко активизировалась антикубинская мафия («гусанос»), базирующаяся в Майами. Одна за другой начали совершаться провокации, ставившие своей целью создать повод для осуществления военной агрессии против Кубы. Так в феврале 1996 г. с аэродрома в Майами на Кубу были отправлены три самолета, которые (подобно Русту, посадившему в Москве самолет на Красной площади, что стало потом причиной увольнения десятков генералов) должны были сесть на площади Революции в Гаване. Кубинские ПВО пресекли попытку вторжения и сбили два из трех самолетов, а один вернулся обратно в Майами. После этого инцидента за убийство четырех пилотов была арестована вычисленная ЦРУ легендарная пятерка кубинских разведчиков, добывавшая по заданию кубинского правительства информацию в антикубинских террористических организациях. Западные СМИ подняли жуткий крик о кубинской агрессии, но, когда в ООН были предъявлены доказательства того, что это была операция ЦРУ, «свободные» СМИ тут же замолчали.

Фидель считал своей огромной трагической ошибкой, что «не предугадал разрушение социалистического лагеря и СССР» и «заранее не подготовился к такой ситуации». Причиной распада СССР и уничтожения социалистического лагеря он считал перестройку. В речи на 1У съезде компартии Кубы он говорил о полном несоответствии между целями перестройки и ее катастрофическими результатами.

Жадно ждала либеральная тусовка, чтобы Куба рухнула без СССР, свернула с избранного пути, отказалась от своих завоеваний, либеральные СМИ смаковали каждое сообщение о трудностях, которые переживала республика: о нехватке продуктов, о снижении потребления белка, о нехватке горючего для автобусов, об отключениях электричества, о появлении на улицах рикш. Как их бесило, что не растет на Кубе детская смертность, не закрываются школы, что «тоталитарный режим» «заставляет» получать двенадцатилетнее образование и не допускает до работы не прошедших диспансеризацию.

Фидель сделал, казалось бы, невозможное – он сохранил социалистическую Кубу в условиях, когда был разрушен социализм в Советском Союзе. Еще до победы революции американский журналист Г.Мэтьюз, первым взявший интервью у лидера кубинских барбудос в горах Сьерра-Маэстра, написал о Фиделе: «Его главная черта состоит в том, что он никогда не считает себя побежденным. Он отвергает идею поражения как таковую». Фидель был всегда убежден, что «человек способен превозмочь самые сложные обстоятельства, если сильна его воля побеждать, если он правильно оценивает каждую ситуацию и не отказывается от своих справедливых и благородных принципов". Именно ощущение справедливости помогло кубинцам выдержать все тяготы девяностых, сохранить национальное достоинство и единство. Несмотря на тяжелейший экономический кризис Куба выстояла. Сейчас ВВП Кубы растет, и самый тяжелый период, судя по всему, позади. Огромное значение для кубинской экономики имело подписанное в 2004 г. с Венесуэлой Соглашение о стратегическом союзе, которое стало основой создания так называемой «Боливарианской альтернативы для Латинской Америки».

Многие решения и подходы, которые изобрели и реализовали за эти годы кубинцы, просто восхищают. В условиях тотального дефицита буквально всех ресурсов благодаря филигранной работе дипломатии и разведки, оригинальным и строго выверенным социальным формам «особого периода» удалось сохранить мораль и культуру общества, кадровый потенциал, высокие стандарты медицины и образования. Роль Фиделя в этом огромна.

Нет никаких сомнений в том, что бессильная злоба на непокорную республику никогда не позволит США отменить блокаду против Кубы, а изощренность и разнообразие санкций будут лишь нарастать. Наряду с КНДР, Ираном и Сирией Куба входит в американский список «Государства – спонсоры терроризма», включение в который подразумевает максимально жесткие экономические и политические санкции. Лишь на короткий срок в период ослабления напряженности в американо-кубинских отношениях в период президентства Барака Обамы Куба была исключена из этого списка, но была вновь внесена в него в последние дни президентства Дональда Трампа.

Новому руководству Кубы предстоит решать далеко не простые задачи и столкнуться со многими новыми вызовами. И это не только преодоление жестких санкций. Несмотря на то, что основная часть населения продолжает поддерживать завоевания кубинской революции, ельцинский период российско-кубинских отношений и отказ России от идей социализма в сочетании с ведущейся против Кубы информационной войной не могли не сказаться на настроениях подрастающего поколения. Выросшая после революции молодежь начинает воспринимать такие завоевание революции как бесплатные образование и здравоохранение как должное и постепенно поражается, как и молодежь многих других стран, вирусом потребительства. Хочется надеяться, что понимание этой проблемы, которую в свое время предвидел Фидель, поможет новому руководству республики принять верные решения.

Он не ушел в прошлое

Он не ушел в прошлое – он растворился в будущем! Эти слова, сказанные президентом Франции де Голлем о Сталине можно с полным основанием отнести к непобежденному Фиделю, идеи которого, как он и предвидел, продолжают жить, влиять на умы и определять будущее. Кубинцы считают, что Фидель ушел в бессмертие. А сам он говорил, что умереть за Родину – значит жить.

Будучи блестящим интеллектуалом, Фидель всегда смотрел далеко вперед. Его оценки и идеи о развитии капитализма, мировой экономике, изменении климата, социальным вопросам, поражают своей актуальностью и спустя десятилетия. Как сказал один из лидеров «третьего мира», Фидель путешествовал в будущее и потом возвращался, чтобы рассказать нам о нем.

В одном из своих выступлений нынешний Председатель Государственного совета и Совета министров Республики Куба Мигель Диас-Канель процитировал слова Фиделя: «в мире нет силы, способной сокрушить силу правду и идей». Как это перекликается с близкими сердцу каждого россиянина словами Александра Невского – «Не в силе Бог, а в правде»!

В вере превосходства идей над силой в ходе осуществления образовательных и культурных программ на Кубе был воспитан новый тип человека - дорожащего своими принципами и убеждениями, независимостью и не готового уступать силе. Этот тип нового человека оказался «не по зубам» многократно превосходящему его силами северному соседу. Как однажды сказал Фидель, «наша страна – этой рай в духовном смысле этого слова. И, как я многократно говорил, мы предпочитаем умереть в раю, чем выживать в аду». По подсчетам кубинцев, ущерб, нанесенный экономике Кубы торгово-экономической и финансовой блокадой за 60 лет (в нарушение всех норм международного права!), достигает по текущими ценам 134 млрд долл., а с учетом обесценивания доллара относительно стоимости золота на международном рынке – 934 (!) млрд. долл. Для небольшой, небогатой природными ресурсами страны, это колоссальные цифры. Но ощущение справедливости и ясное понимание целей помогли кубинцам выдержать все тяготы, в том числе драматические девяностые, воспринять карточную систему как исторически необходимую, сохранить национальное достоинство и единство. Роль Фиделя в сохранении завоеваний социализма на Кубе трудно переоценить.

Фидель много размышлял над причинами распада СССР, последствия которого были катастрофическими для Кубы. Он прекрасно понимал, что новая Россия отказалась от социалистического выбора. В 1995 г. авторам довелось беседовать с команданте на эту тему. Разговор состоялся поздним вечером в здании ЦК компартии Кубы. Фидель подробно расспрашивал о происходящих в России процессах. Он был убежден, что идет война смыслов, и предупреждал, что в этой войне у России могут возникнуть проблемы с молодым поколением, лишенным идеологии и жизненных ориентиров. К сожалению, очень во многом команданте оказался прав. Жизнь по чужим законам и вопреки собственным историческим и культурным традициям не только завела в тупик российскую экономику, но и изуродовала множество привычных мировоззренческих связей общества (духовных, социальных, политических, национальных), привела к деградации культуры, которая, по выражению С.Г.Кара-Мурзы, «дает нам знания и умения быть частицей народа, а не соринкой в человеческой пыли». Общество утратило смысл и направление своего исторического развития, и особые проблемы в этой связи возникли, как и предупреждал Фидель, с молодым поколением. В результате взятого в системе школьного образования курса на воспитание не творцов, а квалифицированных потребителей, молодежь оказалась тяжело поражена вирусом потребительства, которое Фидель одним из самых зловещих изобретений развитого капитализма. Кумирами значительной части молодежи вместо настоящих героев прошлых лет стали одиозные и скандальные персонажи вроде интернет блогеров. Такой переоценке ценностей в немалой степени способствовали и «звезды» экрана – галкины, урганты, познеры и др. Введенный статьей 13 Конституции РФ запрет на государственную идеологию (а такой запрет после развала СССР введен практически всеми странами бывшего социалистического лагеря и на деле подразумевает закрепление идеологии либерализма) обернулся для России именно теми последствиями, о которых говорил Фидель.

Сейчас в России растет понимание значения воспитательной работы с детьми и молодежью. В день столетия пионерии стало известно о внесении в парламент группой депутатов Госдумы законопроекта о создании детского молодежного движения «Большая перемена». Первичные организации, как и в советские времена, планируется создавать на базе школ. Предполагается, что новая детская организация станет ответом на вызовы, с которыми сталкивается государство в вопросах воспитания. Вспоминая счастливую пионерскую юность, эту инициативу можно только приветствовать, хотя предложенное название, особенно в свете сегодняшнего дня, представляется не вполне адекватным и не отвечает задаче перехода от воспитания «квалифицированного потребителя» к воспитанию созидателя, творца и патриота. Порядок нужно наводить и в сфере высшего образования, где некоторые вузы, в том числе и ведущие (в частности, РАНХГИС и ВШЭ) транслируют студентам идеологию западного либерал-фашизма и, по сути, готовят кадры для оранжевых революций. Актуальным представляется обсуждение Госдумой выхода из Болонской системы образования, которая ничего кроме облегчения утечки кадров, стране не дала. Изменения необходимы и в работе со СМИ, особенно с телевидением, которое вплоть до начала спецоперации на Украине в прайм-тайм транслировало бесконечные ток-шоу с сомнительными персонажами с девиантным поведением и нескончаемый пошлый юмор Петросяна и Степаненко. На смену оболванивающим программам должно прийти телевидение развивающее и познавательное! Если мы не решим задачу воспитания нового человека – творца и созидателя, носителя традиционных для России идей солидарного общества и справедливого мироустройства любые программы развития будут оставаться на бумаге.

Эта задача преображения человека, общества и, конечно, власти (многим представителям которой хорошо бы помнить девиз Фиделя и его соратников - «быть рабами, а не господами страны») неразрывно связана с пониманием того, какое общество мы строим, каковы наши долгосрочные стратегические цели, каким нам представляется образ будущего. Ведь именно слово «образ» является корнем в слове «преображение».

Сегодня коллективный Запад во главе с США, ведет с Россией гибридную войну на уничтожение русской цивилизации. За два года до своей смерти Фидель, прослушавший заявление вступившего в должность нового генсека НАТО Йенса Столтенберга, написал: «Сколько ненависти на его лице! Какое невероятное стремление развязать войну на уничтожение против Российской Федерации!» Как и во многих других ситуациях команданте видел далеко вперед.

Фидель прекрасно понимал, что мы всегда, во все эпохи, были с Западом экзистенциальными врагами. Никогда Россия с ее ценностями не вписывалась в парадигму бытия Запада. Сегодня мы видим, как весь мир затягивают в новый мировой порядок, при котором предполагается замещение национальных государств транснациональными корпорациями (исключительно во имя демократии, глобализации и противодействия изменениям климата), отход от традиционных ценностей прошлого (вроде семьи, религии, национальной культуры), перестройка массового сознания и тотальный цифровой контроль над населением (цифровой концлагерь), свобода для избранных (социализм - для богатых и капитализм – для бедных). Западные хозяева денег через свои наднациональные структуры протаскивают веками существовавшую идею избранности и мирового господства, которой руководствовались тамплиеры, масоны, нацисты. Фидель писал об этом «дивном» новом мире: «Мир ведут в тупик». И чем очевидней становится, что мировой жандарм медленно, но неуклонно теряет свое влияние, тем агрессивнее становится его политика. Победить Путина становится для США такой же фикс идеей, как в свое время победа над Кастро.

Вспоминаются слова полковника генерального штаба русской армии начала ХХ века А.Е.Едрихина-Вандама, одного из первых русских исследователей в области геополитики. В своей книге «Геополитика и геостратегия» он писал, что «Главным противником англосаксов на пути к мировому господству является русский народ». Сегодня Россия выступает против коллективного Запада как цивилизация против цивилизации. «На Украине мы, Россия, воюем не столько с укронацистами, сколько с Постзападом, со строящимся им (запланированно — на наших костях) новым мировым порядком, из которого нас нынешние буржуины, как когда-то Гитлер, хотят стереть ластиком Истории», - пишет А.Фурсов. В этих условиях, как говорит Александр Дугин, голос России с четкими ответами на вопрос «кто мы такие и какой образ будущего предлагаем» должен звучать внятно, отчетливо и убедительно. «И его раскаты должны слышать и на Украине, и на территории Евразии, и во всем мире. Это не просто желательно, это жизненно необходимо, как необходимы на фронте патроны, ракеты, коптеры и бронежилеты.»

Наступило время громко и внятно заявить, что Россия никогда не примет навязываемый Западом новый мировой порядок. Необходимо признать, что следование политике неолиберализма не совместимо с национальным суверенитетом России и оказалось губительным для ее развития. Признать, что коммерциализация (т.н. «оптимизация») образования и здравоохранения были стратегической ошибкой, и сегодня необходимо сделать эти сферы бесплатными для россиян. Вкусившие прелестей зависимого капитализма россияне все чаще обращаются к социалистическому советскому прошлому. Опросы социологов показывают, что две трети граждан России хотели бы жить при социализме, и число сторонников социализма с каждым годом увеличивается. Всё большую поддержку находят, судя по опросам социологов, идеи социализма среди молодежи - респондентов до 30 лет.

В составе СССР у России накоплен огромный практический опыт создания плановой экономики, а также опыт мобилизационной экономики и действий в условиях навязанных ограничений и санкций. В нашем распоряжении огромные запасы природных ресурсов, которые давно настала пора использовать рачительно и сохранять на будущее для наших детей и внуков, есть думающая и стремящаяся к большому делу молодежь, которой вместо бесконечной пошлости телевизионных программ надо предложить масштабный проект и реальные перспективы, есть потенциально емкий внутренний рынок и возможности сотрудничества с дружественными государствами, ориентированными на суверенное развитие. Всё это дает нам шанс, который мы обязаны использовать.

Россия с ее традиционно солидарным жизнеустройством и идеями приоритета справедливости перед законом и торжества правды над правом исторически тяготела к социалистическим идеям. Огромная территория России и суровые климатические условия диктовали разумную достаточность в быту, требовали от населения не конкуренции, а взаимопомощи, совместных усилий, согласия по главным вопросам. Те, кто ставил личные интересы выше общественных, на Руси всегда презирались (их называли «мироедами»), а ростовщичество и стяжательство всегда осуждались. Именно это помогало России переживать самые тяжелые испытания, осваивать бескрайние территории. Распространенное на Западе выражение «каждый за себя» (every man for himself) в России никогда не работало. Испокон веку уклад жизни и нормы поведения определялись по формуле А.Суворова «сам погибай, а товарища выручай», ставшей народной пословицей. Именно по этой формуле сегодня сражается с Постзападом российская армия на Украине.

Будучи человеком редкой интуиции, Фидель Кастро до конца жизни был убежден в верности социалистического выбора для Кубы и императиве социалистического выбора для всего человечества. В одном из своих последних выступлений он сказал: «Капитализм имеет тенденцию воспроизводиться при любой общественной системе, потому что он коренится в эгоизме и низменных инстинктах людей. У человечества не остается иной альтернативы, кроме преодоления этого противоречия, потому что иначе оно попросту не сможет выжить». Мир, по его мнению, стоит перед альтернативой - стать лучше или исчезнуть.

Фидель был большим оптимистом и верил, что мир может спастись, несмотря на совершенные ошибки, несмотря на создавшуюся безграничную и одностороннюю власть и господство, потому что всегда верил в превосходство идей над силой.

Открытие в Москве памятника легендарному кубинскому лидеру (имя которого в переводе со староиспанского означает «верный»), человеку, никогда не изменявшего своим идеям и принципам, человеку Духа и человеку-победителю будет всегда напоминать нам о превосходстве идей над силой.

Поделиться ссылкой:

РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ДРУЖБЫ С КУБОЙ

ТЕЛЕФОН: +7(495)510-09-95,776-14-79

EMAIL:

Поиск по сайту