С 1966 года 20 июля отмечается, как Международный день шахмат. В этот день в 1924 году в Париже была основана Всемирная шахматная федерация ФИДЕ.
Одновременно с началом работы учредительного собранияв Париже, в Ленинграде в этот же день 20 июля 1924 года провели представление «Живые шахматы». Для этого на Дворцовой площади расчертили шахматную доску. В роли белых фигур в своей парадной белой форме выступали краснофлотцы Военно-Морских Сил, а чёрные фигуры изображали бойцы и командиры Рабоче-Крестьянской Красной Армии, одетые в полевую форму защитного цвета. Командовали шахматными армиями чемпион Петрограда (1920) Илья Леонтьевич Рабинович, «за белых» и чемпион РСФСР (1923) Пётр Леонтьевич Романовский, «за чёрных».
Представление «Живые шахматы» способствовало популяризации шахмат в Ленинграде. Советские газеты писали: «К этому событию готовились очень тщательно. Было объявлено, что сильнейшие шахматисты города мастера спорта Илья Рабинович и Петр Романовский сыграют перед зрителями партию в «живые шахматы». Стоимость билетов составляла от 10 до 50 копеек.
На матче присутствовало восемь тысяч зрителей. Забелых сражалась команда «Красный Флот» (моряки в белой форме). За черных – «Красная Армия» в форме защитного цвета. Все фигуры были живыми: «королей» играли знаменосцы со стягами, «коней» – настоящие всадники, «ладей» —пушечные расчеты (по три человека при маленьких пушках); роль ферзя команды «Красный Флот» исполняла супруга Рабиновича. Ходы передавались по телефону.
Утром 20 июля «фигуры» торжественно прошествовали на площадь. Партия началась в полдень и длилась пять часов (под конец игры «фигуры» устало переминались с ноги на ногу). Ходы оглашались в рупор, и их слышали все восемь тысяч зрителей. Исход игры решился на 67-м ходу – ничья, победа крепкой дружбы защитников Отечества!»
О том дне Пётр Романовский написал в «Шахматном листке»:
«Но все, и я, и мой противник, и зрители, единодушны, полагаю я, в оценке этого замечательного в шахматной жизни Ленинграда дня, на который смотрели более пяти тысяч человек. Все, я думаю, единодушны в одном: этот день подтвердил, что шахматное искусство позволяет собой любоваться не только избранным, но, как и в других искусствах, всякому, кто способен понимать творчество мысли вообще, независимо от того, в каком искусстве или в какой области жизни оно проявляется».
В дореволюционной России шахматы ещё не являлись той массовой игрой, какой они стали в 20-е годы прошлого столетия, и были уделом лишь узкой интеллигентской прослойки. После революции в Советском Союзе шахматы приобрели популярность среди миллионов рядовых советских граждан.Играли в каждом дворе. Шахматные кружки и секции возникали в рабочих и красноармейских клубах, в профсоюзах на заводах и фабриках. Всесоюзный шахматный съезд (1924), проходивший под лозунгами «Шахматы — орудие интеллектуальной культуры» и «Дорогу шахматам в рабочую среду», призвал сделать шахматное искусство достоянием трудящихся, наметил новые пути и формы шахматной деятельности в стране. Шахматное движение в Советской России стало пользоваться поддержкой со стороны государства, которое рассматривало шахматы как одну из важных областей культуры.
Мощным стимулом повышения интереса трудящихся к шахматам послужил Первый Московский международный турнир (1925), в котором участвовал ряд выдающихся зарубежных шахматистов во главе с Капабланкой и Эм. Ласкером. Турнир вызвал в стране настоящую «шахматную горячку».
В перерыве между партиями турнира Хосе Рауль Капабланка успел дать советским гражданам сеанс одновременной игры, совершив для этого поездку в Ленинград. Одним из соперников Капабланки в том сеансе был будущий чемпион мира по шахматам четырнадцатилетний Михаил Ботвиник.
Известный чехословацкий гроссмейстер, журналист Рихард Рети внимательно, заинтересованно и ни без доли восхищения всматривался в контуры открывающейся в Советском Союзе новой жизни. По итогам первого московского международного турнира 1925 г. Рети взволнованно сказал: «Я счастлив находиться в стране, где шахматы становятся народной игрой. Мастера, сознающие, что они творят для широких масс, а не для замкнутых кругов, смогут проявить себя во всем блеске!»
Неудивительно, что из шестнадцати чемпионов мира по шахматам девять чемпионов - это наши соотечественники:
1 чемпион мира по шахматам (1886 - 1894) Вильгельм Стейниц;
2 чемпион мира по шахматам (1894 - 1921) Эмануил Ласкер;
3 чемпион мира по шахматам (1921 - 1927) Хосе Рауль Капабланка;
4 чемпион мира по шахматам (1927 - 1935, 1937 – 1946) Александр Алехин;
5 чемпион мира по шахматам (1935 – 1937) Макс Эйве;
6 чемпион мира по шахматам (1948 – 1957, 1958 – 1960, 1961 - 1963) Михаил Ботвинник;
7 чемпион мира по шахматам (1957 - 1958) Василий Смыслов;
8 чемпион мира по шахматам (1960 - 1961) Михаил Таль;
9 чемпион мира по шахматам (1963 - 1969) Тигран Петросян;
10 чемпион мира по шахматам (1969 – 1972) Борис Спасский;
11 чемпион мира по шахматам (1972 – 1975) Роберт Джеймс Фишер;
12 чемпион мира по шахматам (1975 - 1985) Анатолий Карпов;
13 чемпион мира по шахматам (1985 - 1993) Гарри Каспаров;
14 чемпион мира по шахматам (2006 - 2007) Владимир Крамник;
15 чемпион мира по шахматам (2007 - 2013) Вишванатан Ананд;
16 чемпион мира по шахматам (2013 – н.в.) Магнус Карлсен.
Первым русским чемпионом мира по шахматам стал Александр Алехин, родившийся в 1892 году. В возрасте семи лет Александр обучился правилам игры и основным ходам благодаря матери и старшему брату Алексею.. Александр Алехин был величайшим мастером комбинации и считал шахматы искусством. Первых успехов шестнадцатилетний гимназист Алехин добился во время Петербургского турнира в 1909 году, на котором он одержал победу, за что ему было присуждено звание маэстро. Молодой шахматист Алехин начинает принимать участие в профессиональных турнирах высокого уровня. В 1927 году в Буэнос – Айресе Александр Алехин выиграл матч за звание чемпиона мира по шахматам у Хосе Раулю Капабланки Капабланки, считавшегося в то время непобедимой «шахматной машиной». После этого Алехин еще два раза защищал свое звание чемпиона, удерживая его до самой смерти.
В 1925 году при обсуждении в Политбюро ЦК ВКП(б) проблемы проведения в Москве Международного шахматного турнира (с участием чемпиона мира Капабланки и экс-чемпиона Эмануила Ласкера) Сталин решительно высказался в пользу положительного решения, хотя оппоненты указывали на большие расходы, которые потребует проведение турнира.
В 1925 году чемпион мира, гроссмейстер Хосе Рауль Капабланка в Москве дал сеанс одновременной игры советским партийным и государственным деятелям (участвовали крупные советские политики: Климент Ворошилов, Валериан Куйбышев, Николай Крыленко, за партиями наблюдали Михаил Калинин и Григорий Орджоникидзе).
Сталин лично наблюдал за шахматными поединками, проходившими в Москве на турнирах 1925 и 1935 года.
Вторая жена Хосе Рауля Капабланки Ольга Евгеньевна Капабланка-Кларк сообщила доктору исторических наук Александру Ивановичу Сизоненко в Нью-Йорке в январе 1991 года, что после возвращения с Московского турнира 1936 года Капабланка рассказывал ей, что на одном из туров в Колонном зале за игрой из-за портьеры наблюдал Сталин. После тура Капабланку представили Сталину. Кубинец пожаловался, что советские участники играют с ним в полную силу, а с лидером турнира советским гроссмейстером Михаилом Ботвинником не в полную силу. Сталин заявил, что такого больше не будет. После этого ситуация со слов Капабланки резко изменилась. Газета «Нью-Йорк Таймс» опубликовала письмо Капабланки-Кларк, в котором она подтверждает достоверность этой истории в письменном виде.
По словам Ботвинника, опирающегося, очевидно, на рассказ самого кубинского гроссмейстера, Сталин имел длительную беседу с Капабланкой, поздравил кубинца с победой в турнире, интересовался его мнением об игре советских шахматистов, в первую очередь Ботвинника. На вопрос Сталина, может ли Ботвинник стать чемпионом мира, Капабланка ответил утвердительно. Капабланка восторженно отозвался о высоком интересе, который советские люди проявляют к шахматам, о внимании советского руководства к развитию шахмат в стране. Сталин был доволен такой оценкой. Будучи дипломатом, Капабланка пытался обсудить, пользуясь случаем, вопрос поставок на Кубу советской нефти и другого сырья в обмен на сахар, но Сталин уклонился от обсуждения. В 1935 году во время матча с Максом Эйве Александр Алехин отправил телеграмму в газету «Известия»: "Не только как долголетний шахматный работник, но и как человек, понявший громадное значение того, что достигнуто в СССР во всех областях культурной жизни, шлю искренний привет шахматистам СССР по случаю 18-й годовщины Октябрьской революции. Алехин".
В 1935 и 1936 годах чемпион мира Алехин отправил в Москву несколько покаянных писем, в них он писал о своих ошибках по отношению к советской власти, о том, что за последние годы его «равнодушное отношение к гигантскому росту советских достижений превратилось в восторженное». Ответа на свои письма Алехин не получил. В искренность его раскаяния Сталин не верил, к тому же ему нужен был другой чемпион — молодой, воспитанный именно советской властью, идейный коммунист. Такого человека он видел в Михаиле Ботвиннике. Его Сталин поддерживал до самой своей смерти. Однако И. М. Гронский (в то время редактор газеты «Известия») рассказывал, что Сталин посылал его за рубеж с заданием вернуть в СССР Александра Алехина. Алехин не вернулся.
Шахматисты стали первыми советскими спортсменами, кому Сталин разрешил во II половине 1930-х участвовать в международных профессиональных соревнованиях за границей. В 1936 году 25-летний Ботвинник разделил вместе с Капабланкой первое место на престижном турнире в английском городе Ноттингем. В ноябре 1938 года в Голландии прошёл турнир (АВРО-турнир 1938 года), организованный местной радиокомпанией AVRO. Ботвинник занял третье место, но в личных поединках он победил и Алехина, и Капабланку, пресса в СССР приравнивала его к Валерию Чкалову, Алексею Стаханову и Ивану Папанину. В Голландии Ботвинник провёл (как он утверждал впоследствии, на свой страх и риск) секретные переговоры с Алехиным. Тот выдвинул свои условия: матч должен пройти в Москве (хотя допускалась и другая страна, играть отказывался Алехин только в Голландии), призовой фонд — 10 000 долларов, из которых 2/3 получал победитель. Вернувшись домой, Ботвинник получил одобрение своей инициативы от Сталина (Ботвинник любил читать друзьям правительственную телеграмму, дающую ему разрешение вызвать Алехина на единоборство, с грузинским акцентом; хотя подписана она была главой правительства Вячеславом Молотовым, шахматист считал, что её стиль выдаёт Сталина), но началась война, сорвавшая матч. Вторая половина Матча-турнира за звание чемпиона мира по шахматам 1948 года прошла с большими затратами в Москве. Ботвинник стал чемпионом мира в результате победы на нём.
За всю свою жизнь Алехин не произнес ни одного слова, хотя бы в какой-то мере критикующего советскую власть, хотя воздержаться от выпадов против СССР в той мрачной эмигрантской обстановке, в которой находился Алехин, было не так просто. А вот слов восхищения в адрес Советского Союза было сказано им немало! Реакция эмиграции, была бурной: "Мораль имей, читатель, в голове, а также не забудь при том Алехина, разбитого Эйве и битым отошедшего к Советам", - писал один журналист в белоэмигрантской газете.
После войны возобновляются переговоры о матче на первенство мира между Александром Алехиным и Михаилом Ботвинником. 4 февраля 1946 года Ботвинник прислал Алехину телеграмму: "Сожалею, что война помешала нашему матчу в 1939 году. Я вновь вызываю вас на матч за мировое первенство. Если вы согласны, я жду вашего ответа, в котором прошу вас указать ваше мнение о времени и месте матча. Михаил Ботвинник". Алехин принялся усиленно готовиться к состязанию с Ботвинником, изучал его партии, готовил варианты.
Но вскоре после получения телеграммы Ботвинника жизнь Алехина загадочным образом оборвалась. 24 марта 1946 года он умер в своём гостиничном номере за анализом шахматной партии, одновременно принимая пищу. Существует несколько версий, согласно которым Алехин был отравлен, а смерть его было инсценирована.
Первоначально Александр Алехин был похоронен в Эшториле (Португалия). Через десять лет в 1956 году в СССР изъявили желание перезахоронить останки Алехина в Москве и установить памятник великому русскому шахматисту. В Португалии было получено официальное разрешение от властей. Но в последний момент по требованию жены Алехина прах перевезли в Париж и перезахоронили 23 марта 1956 года.
Афоризмы Александра Алехина:
"Я считаю шахматы искусством и беру на себя все те обязанности, которые оно налагает на его приверженцев";
«С периодом политического угнетения одни ищут в шахматах забвения от повседневного произвола и насилия, а другие черпают в них силы для новой борьбы и закаляют волю».
23 июня 2017 года в Центре шахматной культуры и информации Государственной публичной научно-технической библиотеки России. состоялся Памятный вечер, посвященный 75-й годовщине ухода из жизни кубинского чемпиона мира по шахматам Хосе Рауль Капабланка.
На открытии вечера генеральный директор ГПНТБ России Я. Шрайберг заявил: “Сегодня мы проводим вечер, важный не только для нашего Центра шахматной культуры и информации или библиотеки, но и для развития российско-кубинских отношений. Для нас очень важно то, что великий шахматист Хосе Рауль Капабланка несколько раз приезжал в нашу страну. Не без его влияния произошло становление советской шахматной школы, позже – российской. Та плеяда отечественных шахматистов, начиная с Алехина, Ботвинника и других, не могла не испытать на себе его влияние”. В качестве почётного гостя на встрече присутствовал Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Кубы в РФ Эмилио Лосада Гарсиа, который поблагодарил организаторов мероприятия за сохранение памяти о выдающемся кубинце и подчеркнул: “Хосе Рауль Капабланка установил рекорд, который трудно забыть, он одерживал победы 10 лет подряд без единого поражения. Он блистал на Кубе в трудные времена, когда спорту не оказывалось никакой поддержки. С момента своего прибытия в Москву в 1925 году Капабланка увидел большую поддержку, которую советское правительство оказывало шахматному спорту, что превратило страну в мировую шахматную державу, коей она является и сегодня. Он стал одним из основоположников тех прекрасных отношений, которые сегодня связывают наши народы и правительства”.
24 марта 2021 года исполнится 75 лет, как от нас ушёл Александр Александрович Алехин, гениальный русский шахматист, первый победитель первенства РСФСР, четвёртый чемпион мира по шахматам, оставшийся непобеждённым. Мы помним и чтим память об Александре Алехине, внесшем значительный вклад в шахматную теорию и в мировую шахматную культуру.