А. К. Синягин - "На Кубу через 50 лет"

Фрагмент из готовящейся к изданию книги "Куба, любовь моя! К 50-летию Общества дружбы с Кубой"

На Кубу через 50 лет.

В 1963 году мы с родителями целый год прожили на Кубе. И вот в юбилейный, 2013 год, я вновь решил посетить эту замечательную страну, оставшуюся в детских воспоминаниях.

Наше путешествие состоялось с 4 по 16 ноября 2013 года по маршруту Варадеро (4 ночи) – Кайо Ларго (5 ночей) – Гавана (2 ночи). Давно мечтал о такой поездке – снова поехать на Кубу, прикоснуться к самой романтичной революции и окунуться в свое далекое детство. Оказалось, что мечты сбываются!

Моя жена Ирина согласилась после недолгих уговоров на эту весьма необычную и далекую поездку. И вот я стал предвкушать и усердно готовиться к этой поездке – сделал футболки с Че Геварой и маленьким Синягиным, прочитал занятную книгу Максима Чертанова об Эрнесте Хемингуэе, налюбовался видами Кубы в подаренном дочкой альбоме, отремонтировал свою любимую фотокамеру, вступил в дружеский контакт со страстным кубоманом Алексеем Лавровым, главным российским реформатором бюджетного процесса, который снабдил меня кое-какими советами, и… все-таки, до конца не верил, что все получится.

Получилось. И даже лучше, чем ожидалось. Так и хочется добавить – всегда бы так! Но давайте по порядку.

Обычно, как меня и предупредил Алексей Лавров, при поездках на Кубу всех пугает длинный перелет – туда 13 часов, обратно 11 часов. Мы летели прямым рейсом Аэрофлота, правда, по чуть более дешевым авиабилетам авиакомпании Cubana. Летели хорошо, с мягкими взлетами и посадками, без болтанок в зонах турбулентности, с двухразовой кормежкой и без пьяных российских пассажиров.

Туда - совсем прекрасно, доплатив за так называемые комфортные места (перед широким проходом), на которых можно было вытянуть длинные ноги и почувствовать себя почти как в бизнес-классе, несмотря даже на близость к туалету и стоящих в очереди к нему сограждан со страдальческими лицами. А вот обратно случилась трудная посадка на самолет, хотя, казалось, регистрировали пассажиров на шести стойках, но как-то процесс шел медленно и в душном зале. Так что рекомендация – доплачивать за посадку через бизнес-зал!

А вот от Гаваны до Варадеро добирались достаточно тяжело, видимо, уже сказалась усталость после длинного перелета. Ехали на микроавтобусе почти два с половиной часа (134 км) по неосвещенным - на Кубе везде экономят электроэнергию - дорогам. По приезде в Варадеро нас уже в кромешной темноте поселили в желтенькое бунгало, выгодно расположенное на первой линии отеля Sol Palmeras. И шум набегающих океанических волн сопровождал нас все четыре ночи на этом курорте.

Варадеро, курортный город на берегу Атлантического океана, основан еще американскими миллионерами и считается признанным международным курортом. С очень приличными отелями, отличным сервисом, ресторанчиками, несметными сувенирными лавочками и всякими развлекательными аттракционами, как-то однодневные поездки в Гавану, купание с дельфинами, аниматорами и задорными вечерними шоу-программами.

На Варадеро мы проявили нехарактерное для себя малодушие - просто отдыхали: не выезжали в шумный курортный центр, не реагировали на призывы аниматоров, не посещали экскурсии (вначале собирались посетить мемориал Че в Санта Кларе, но потом передумали – тяжко вынести три часа туда и три часа обратно).

Вместе с тем, такой несуетливый отдых оказался прекрасен. И были в нем свои запоминающиеся радости и примечательности!

Именно в Варадеро я стал активно демонстрировать свою, специально изготовленную к поездке, футболку с моей фотографией вместе с Че Геварой. Как и задумывал, я влетел в ней (в прямом смысле, поскольку одел ее уже в самолете) на Кубу.

Расхаживал в ней гордо по территории отеля, тыкал себя в грудь - в физиономию маленького Синягина, показывал окружающим кубинцам и кубинкам (в основном, барменам и продавщицам сувениров), приговаривая – это я и мой друг Че! Надо сказать, реагировали они радушно – плохо понимая мой испанский, всматривались, удивлялись, восхищались, подзывали друзей посмотреть на диковинку.

Правда, Ирина охладила мой пыл, сказав – а теперь представь: приехали бы к нам зарубежные туристы и стали расхаживать в майках с Лениным, как бы на них смотрели…Все-таки я не мог успокоиться и даже стал выяснять у кубинцев – а нравятся ли им до сих пор пламенные революционеры Фидель Кастро и Эрнесто Че Гевара? Мне отвечали мягко и корректно – да, да, конечно, нравятся, но вот бы зарплату нам побольше…

Именно в Варадеро я открыл для себя, ознакомившись вначале с эссе в путеводителе, целый мир жаркой и заводной кубинской музыки. Со своими классиками, направлениями и жанрами, мелодиями и ритмами, которые передают страсть и нежность влюбленных сердец под сенью бархатных карибских ночей. В отеле я прикупил первые диски с кубинской музыкой – легендарных исполнителей из группы Bueno Vista Social Club и Benny More. Позже я увеличил коллекцию кубинской музыки за счет дисков Chucha Valdes, Pablo Milanes, Van Van, Los Zafiros и других исполнителей, которые просто зацепили в музыкальном магазинчике на площади Сан-Франциско, в Гаване.

В целом Варадеро нам показался фешенебельным курортом, очень подходящим для адаптации после длинного перелета и в целом для пляжного отдыха без особых затей. А впереди нас ждал остров Кайо Ларго в Карибском море.

До Кайо Ларго мы добирались на маленьком самолетике, почти как на рейсовом автобусе – 30 минут полета и мы на острове в Карибском море. В отеле Sol Pelicano нас разместили в синем бугенвилле, то есть в трехэтажном коттедже, построенном в мавританском стиле. Кайо Ларго – это остров в Карибском море. Длиной 20 километров, два отеля и семь вилл да домики для работников отелей. А все остальное – дикая природа, возвращенный рай и неземное блаженство!

На самом деле так отлично на море мы еще никогда не отдыхали! И мы уже в первый день решили, что на Кайо Ларго был лучший пляжный отдых в нашей туристической жизни, по всем параметрам превосходивший отдых и на Мальдивах, и на Бали, и на Хайнане, и в Канкуне. По теплому и ласковому бирюзовому морю, по мельчайшему белому песку, по комфортному спуску к воде и, главное, по практически полному отсутствию людей как на берегу моря, так и в самом отеле. Поначалу даже был легкий шок – вышли к бассейну, а вокруг ни души – люди, ау, где вы! Не видно никого – все на Варадеро…

Наш отдых на Кайо Ларго получился на редкость спокойным и размеренным, в релаксации, неге и полнейшем отрыве от действительности. Утром рано вставали и отправлялись на морскую прогулку, вдоль кромки набегающих волн. Потом был завтрак, который запомнился нам искусным приготовлением омлетов – профессионалы же бывают везде! – повар так фантастически и любовно готовил это, казалось, незамысловатое блюдо! А после завтрака и почти до заката мы пребывали под балдахином у бассейна, под кубинскую музыку и за чтением хороших книжек, с перерывами на обед, мохито и купанием в бассейне – просто красота!

Вечер, когда спадала жара – все-таки на Кубе даже зимой довольно жарко - проводили уже на пляже, встречая закаты, устраивая фотосессии в стиле американского фотохудожника Ричарда Калмеса и пытаясь курить сигары.

А однажды нам удивительно повезло – случайно оказались на торжественной церемонии выпуска в океан морских черепашек. Шли вдоль берега два мужичка с большим белым ведром, Ирина полюбопытствовала и заглянула в ведро – а там шумно копошатся черепашки. Тут же подбежала толпа других любопытных и мужички организовали настоящее шоу – выстроили всех в ряд и раздали каждому по черепашке, которые по команде были выпущены в море. И забавные черепашки недружно уплыли в море, навстречу новым приключениям и покорению пучины.

Только раз мы отвлеклись от этого размеренного ничегонеделанья и ушли (так же говорят настоящие моряки?) в Sunset круиз на катамаране, в программу которого были включены снорклинг у кораллового рифа, посещение естественного бассейна, визит на остров игуан и даже поедание лобстеров на фоне живописного заката.

Катамаран был сравнительно небольшой, капитана звали, разумеется, Педро, компания туристов интернациональная. Да, снорклинг у нашего кораллового рифа уступал снорклингу на Красном море, да, игуны на острове игуан под вечер разбежались (как нам сказали, большинство игуан погибли при недавнем шторме и популяция восстановится еще не скоро).

Но посещение так называемого естественного бассейна, которое заключалось в стоянке катамарана на мелководье и прогулке туристов в поисках морской живности, неожиданно понравилось и запомнилось. Мне повезло – нашел припорошенную песком большую ракушку с недовольным (потревожили для фотосессии) моллюском и красивую морскую звезду, у которой не было уже сил после всех фотосессий. Мы и другие участники Sunset cruise увлеченно бродили по естественному бассейну, будто охотились за морскими обитателями, вытаскивали их из воды только на 20 секунд (как нам объяснили – больше никак нельзя) и демонстрировали добычу перед фотокамерами.

И, конечно, были хороши лобстеры, когда капитан Педро устроил обещанный по программе ужин для туристов на палубе своего катамарана с неограниченным количеством рома и кубинского пива. Звучала кубинская музыка, и вновь я был ей зачарован – будто 50 лет назад вонзилась в мое сердце заноза кубинской музыки.

При отеле был свой бэнд, игравший за обедом и вечерами. Я, завороженный кубинскими ритмами, почти подружился с этими музыкантами - с широко раскрытыми глазами и распахнутой душой внимал музыке, приплясывал то ли сальсу, то ли румбу, купил их диск, фотографировался с ними. Днем, когда мы возлежали под балдахином, а мои амигос с безучастным видом шли на работу – играть в прибрежном ресторанчике для туристов, я буквально кидался к ним навстречу с горящими глазами и торчащим вверх большим пальцем.

Время на Кайо Ларго пролетело стремительно – пора уже было направляться в Гавану!

От Кайо Ларго до Гаваны снова долетели на маленьком самолетике, но уже за 40 минут. Благополучно забрав багаж, мы отправились в наш отель - вначале по темным проселочным улицам, потом по улицам столицы и знаменитой набережной Малекон, которую захлестывали волны вышиной с трехэтажный дом. При их виде я вспомнил меткую метафору Грэм Грина – «на набережной вздымались брызги волн, похожие на гигантские елки».

Отель «Telegrafo» 4*, в котором мы провели две ночи, удачно расположен в самом центре Гаваны. Рядом с ним исторический отель «Inglaterra» (в нем останавливались Сара Бернар и Анна Павлова), далее здание Оперного театра (им до сих пор руководит великая Алисия Алонсо), а за ним уже большая площадь, на которой красуется кубинский Капитолий, который на три метра выше (предмет национальной гордости!) американского Капитолия, при этом он неизменно пребывает в строительных лесах.

Я, обуреваемый любопытством, не мог не выйти, чтобы осмотреться, получить первые впечатления, дойти до Капитолия. И тут же попал в объятия жизнерадостных кубинцев, которые затараторили – привет, смотри, вот Капитолий, вот моя жена, она такая красивая, а тропикана дерьмо, пошли с нами на фестиваль!

Привлекательная кубинская жена загадочно улыбалась, а буйный кубинский муж хватал меня за локоть. Я мужественно устоял от соблазнов и вернулся в наш отель, чтобы спокойно дождаться нашего следующего дня в Гаване, обещавшего быть ярким и калейдоскопичным.

На следующий день мы заказали билеты на шоу Тропикана и обзорную экскурсию по Гаване, включив в нее Финку Ла Вихию, то есть дом Хемингуэя, в котором он прожил почти 20 последних лет своей жизни. И отправились на знакомство с Гаваной с гидом Хорхе, говорящим бегло на не совсем понятном русском языке и охотно откликавшимся на наши приглашения выпить вместе мохито и разделить с нами обед (забегая вперед – обед был в одном из первых частных ресторанчиков Гаваны, включал в себя океанский микс и был превосходен).

Обзорную экскурсию мы начали с посещения детских мест маленького Синягина, а именно с отеля Sierra Maestro. Название отеля я нашел, перебирая старинные и непрофессиональные черно-белые фотографии папы с трогательными мамиными надписями – «Вот пирс, на котором Костя ловил рыбу», «Вот двор, где бегает Андрей», «Вот наш отель, отмечен галочкой». Кстати, лучшие из этих фото я взял с собой на Кубу, чтобы на месте сравнить то, что было, и то, что стало.

Отель Sierra Maestro сохранился в очень достойном виде, поскольку в настоящее время служит местом размещения компании CIMEX. По этой причине мне с огромным трудом, с восклицаниями «Я жил здесь 20 лет назад!» и биением себя в грудь в знаменитой футболке, стоило уговорить охранника пропустить нас во внутренний дворик отеля.

Как же у меня забилось гулко сердце, какое непередаваемое возникло чувство восторга – наконец я вернулся в свое кубинское детство и увидел тот самый отель, тот самый детский бассейн, в котором научился плавать, тот самый большой бассейн, в который прыгал с вышки (правда, этой вышки уже больше нет)!

Потом сделали остановку на Площади Революции, где проходили все митинги и демонстрации, на которых Фидель Кастро, как уверял Хорхе, говорил по пять часов про борьбу с американскими империалистами, и где я давным-давно сфотографировался с Эрнесто Че Геварой. Сейчас и как раньше, с одной стороны этой площади - мемориал Хосе Марти, с другой – огромные контурные портреты, из черных труб на белых домах, национальных героев - Че Гевары и Камило Сьенфуэгоса.

Затем началась наша пешая прогулка по старой Гаване, по площадям San Francisko, Armas, Cathedral и улице Obispo. Во время этой прогулки мы зашли в знаменитый отель Ambo Mundos, в котором в 511-ом номере жил Эрнесто Хемингуэй (в сам номер не попали – он был закрыт на ремонт). В этом отеле мы с конспиративными предосторожностями и тайными паролями приобрели коробку самых лучших на Кубе сигар Cohiba Пирамида (в государственном магазине мы таковых не обнаружили) и выпили превосходный мохито в баре на крыше, хотя Алексей Лавров и уверял, что там надо выпить пина коладу). При покупке сигар я вновь беззастенчиво попытался проэксплуатировать ореол друга Че и запросил скидку, на что продавец резонно мне заметил – «А у меня отец был водителем Че»..

Из хемингуэевских мест в Гаване также примечательны бары Bodegita del Melio и El Floridita благодаря знаменитой фразе нобелевского лауреата – «Лучший мой мохито - в Бодегите, а лучший мой дайкири – во Флоридите». Первый бар мы пропустили - слишком он был заполнен туристами, а второй решили оставить на следующий день.

Поездку мы завершили визитом в Финку Ла Вихию, где отлично сохранились сам дом (в него не пускают, но можно все осмотреть через раскрытые настежь окна и двери), белая башня (в ней был написан «Старик и море»), и яхта «Пилар», на которой в годы войны знаменитый писатель в веселой компании друзей бороздил просторы Атлантики в поисках вражеских подводных лодок.

Уже при завершении визита в Ла Вихию мы встретили у агрегата по производству сока из сахарного тростника (его обычно пьют с ромом) и вступили в жаркий контакт с внуком Хемингуэя, Патриком, сыном Грегори Хемингуэя. Я ему стал толковать про Че Гевару, а он нам - про дедушку, демонстрируя в доказательство свой паспорт.

Этот насыщенный день в Гаване мы планировали завершить походом на знаменитое и существующее с 1939 года шоу Тропикана, а до него решили посетить церемонию «каньонас» в крепости Ла Кабанья. Эта церемония заключается в том, что молодые люди в исторических костюмах производят пушечный выстрел - ежедневно, ровно в 9 часов вечера, в течение почти 200 лет.

После церемонии мы отправились на шоу Тропикана. И не пожалели, несмотря на некоторую, как нам показалось, «не любовь» к нему кубинцев. Теплая карибская ночь, амфитеатр на открытом воздухе, аншлаг, зажигательная музыка, шампанское или ром, красочная постановка, яркие костюмы и обворожительные кубинские танцовщицы ...

А следующий, последний наш день в Гаване пролетел стремительно. Прокатились на ярко-оранжевом кабриолете по набережной Малекон – Гавана представляет музей ретро-автомобилей, находящихся на ходу и предлагаемых туристам для сититуров (сохранено фото), выпили обязательный дайкири во Флоридите, рядом с бронзовым Хемингуэем у барной стойки (коктейль дорогой, но очень вкусный), прошлись напоследок по улице Obispo и стали собираться домой.

Вот и все. До свидания, наш праздник на Кубе и мое путешествие во времени!

И очень хочется снова сказать – здравствуй, Куба! Привет, Кайо Ларго с лазурным морем и белым песком! И от души надеюсь, что мечты сбываются не только в 2013 году!